Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание № 305
i

В кон­цеп­ции рус­ско-аме­ри­кан­ско­го со­цио­ло­га П. Со­ро­ки­на ос­но­вой иде­а­ли­сти­че­ско­го типа куль­ту­ры яв­ля­ет­ся:

1) еди­ная об­ще­ствен­но-эко­но­ми­че­ская си­сте­ма с опре­де­лен­ны­ми за­ко­на­ми ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия
2) един­ство ре­ли­ги­оз­ных и ра­ци­о­наль­но-чув­ствен­ных цен­но­стей
3) по­ли­куль­тур­ное об­ще­ствен­ное про­стран­ство
4) ре­ли­ги­оз­ная вера и ре­ли­ги­оз­ные иде­а­лы
Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Со­ро­кин рас­смат­ри­ва­ет ис­то­ри­че­скую дей­стви­тель­ность как це­лост­ное един­ство раз­лич­ных куль­тур­ных си­стем. Под­чер­ки­вая свое­об­ра­зие каж­дой куль­ту­ры, фи­ло­соф вме­сте с тем ак­цен­ти­ру­ет вни­ма­ние не толь­ко на общих чер­тах в их ис­то­ри­че­ской судь­бе, но фик­си­ру­ет еди­ные и не­из­мен­ные тен­ден­ции, идеи, про­бле­мы, со­став­ля­ю­щие то, что опре­де­ля­ет со­дер­жа­ние каж­дой куль­ту­ры и вы­ра­жа­ет ее глав­ную цен­ность,ко­то­рая,в свою оче­редь, яв­ля­ет­ся “ос­но­вой и фун­да­мен­том вся­кой куль­ту­ры”

 

Ис­хо­дя из двой­ствен­ной пси­хо­био­ло­ги­че­ской при­ро­ды че­ло­ве­ка - су­ще­ства чув­ству­ю­ще­го и мыс­ля­ще­го, Со­ро­кин вы­де­лял три типа куль­ту­ры:

а)  чув­ствен­ный (sensate), в ко­то­ром пре­об­ла­да­ет эм­пи­ри­че­ски-чув­ствен­ное вос­при­я­тие и оцен­ка дей­стви­тель­но­сти пре­иму­ще­ствен­но с ути­ли­тар­ной и ге­до­ни­сти­че­ской точки зре­ния, т. е. пре­об­ла­да­ет “ис­ти­на чувств” и ис­ти­на на­сла­жде­ния;

б)  иде­а­ци­о­наль­ный­тип (ideational), где пре­об­ла­да­ют сверх­чув­ствен­ные, ду­хов­ные цен­но­сти, по­кло­не­ние не­ко­е­му Аб­со­лю­ту, Богу или Идее, т. е. “ис­ти­на веры” и ис­ти­на са­мо­от­ре­че­ния;

в)  иде­а­ли­сти­че­ский тип (idealistic), пред­став­ля­ю­щий некий син­тез чув­ствен­но­го и иде­а­ци­о­наль­но­го типов, где чув­ство урав­но­ве­ши­ва­ет­ся ин­тел­лек­том, вера - на­у­кой, эм­пи­ри­че­ское вос­при­я­тие - ин­ту­и­ци­ей, т. е., по вы­ра­же­нию Со­ро­ки­на, “че­ло­ве­че­ски­ми умами будет ру­ко­во­дить ис­ти­на ра­зу­ма”.

 

В ос­но­ву раз­ли­чия двух про­ти­во­по­лож­ных су­пер­си­стем куль­ту­ры Со­ро­кин по­ла­га­ет глав­ный кри­те­рий: пред­став­ле­ния о при­ро­де ре­аль­но­сти. Иде­а­ци­о­наль­ная су­пер­си­сте­ма имеет сверх­чув­ствен­ную при­ро­ду, бо­же­ствен­ное на­ча­ло. Чув­ствен­ная - ре­аль­на, адек­ват­на вос­при­я­тию наших ор­га­нов чувств.

 

Со­ро­кин под­чер­ки­ва­ет, что в “чи­стом виде” в кон­крет­ном об­ще­стве иде­а­ци­о­наль­ная и чув­ствен­ная су­пер­си­сте­мы куль­ту­ры ни­ко­гда пол­но­стью не ре­а­ли­зу­ют­ся. Речь может идти лишь о до­ми­ни­ро­ва­нии и об опре­де­лен­ном гос­под­стве каж­дой из них в тот или иной ис­то­ри­че­ский пе­ри­од. Пред­ло­жен­ную ти­по­ло­гию су­пер­си­стем куль­ту­ры фи­ло­соф на­пол­ня­ет фак­ти­че­ским со­дер­жа­ни­ем, вы­де­ляя ос­нов­ные ее со­став­ля­ю­щие - ис­кус­ство, ис­ти­ну, мо­раль, право - и давая им ха­рак­те­ри­сти­ки.

Пра­виль­ный ответ: един­ство ре­ли­ги­оз­ных и ра­ци­о­наль­но-чув­ствен­ных цен­но­стей

Источник: Цен­тра­ли­зо­ван­ное те­сти­ро­ва­ние по об­ще­ство­ве­де­нию, 2015
Сложность: II